Общие положения по доступу на рынок Японии.

Информация об экспортно-импортном контроле, правилах определения таможенной стоимости товаров, таможенных преференциях и т.д. содержится в Таможенном тарифе Японии, разработанном в соответствии с «Международной Конвенцией о гармонизированной системе описания и кодирования товаров» (The Harmonized Commodity Descriptionand Coding System). В отношении товаров российского происхождения применяются соответствующие ставки таможенных пошлин как к товарам страны, не являющейся членом ВТО, не являющейся членом экономической группировки АСЕАН и не имеющей Договора о свободной торговле и/или экономическом партнерстве с Японией.  Подробная информация о ставках таможенных пошлин (по сост. на январь 2011 г.) содержится на сайте Таможенного управления Японии:

www.customs.go.jp/english/tariff/2011/index.htm

Импортный контроль

Регулирование импорта в Японии включает в себя меры тарифного и нетарифного регулирования. Основу таможенного регулирования составляют «Таможенный закон» и Закон «О таможенном тарифе». Ставки ввозных таможенных пошлин утверждаются Парламентом страны.

В соответствии с «Таможенным законом» лицо, намеревающееся импортировать товары, должно подать таможенную декларацию с описанием количества, цены этих товаров и иные необходимые сведения о них, а также получить разрешение от таможни на импорт после того, как товары пройдут процедуру осмотра.

Закон «О таможенном тарифе» определяет перечень товаров, запрещенных к импорту:

1.        Наркотические и психотропные вещества, марихуана, опиум, маковая соломка, стимуляторы, принадлежности для курения опиума, за исключением тех случаев, если данные предметы ввозятся по предусмотренным законом основаниям специально уполномоченными лицами.

2.        Пистолеты, винтовки, пулеметы и пушки, патроны, за исключением, если данные предметы ввозятся по предусмотренным законом основаниям специально уполномоченными лицами.

3.        Вышедшие из обращения или измененные монеты, подделки (имитации, копии) монет, банкнот, векселей, ценных бумаг, карточек, содержащих в качестве элемента электромагнитную запись, незаконно произведенных в целях расчетов или снятия денежных средств с депозита.

4.        Книги, рисунки, картины, статьи, нарушающие нормы общественной морали.

5.        Статьи, предметы, нарушающие патентные права, права на полезную модель, дизайнерские права, право на торговую марку, авторские и смежные с ними права или права на проектирование.

Некоторые импортируемые товары могут иметь негативное влияние на японскую промышленность, экономику, гигиеническую и иную безопасность. Такие товары подпадают под импортные ограничения, предусмотренные различными законодательными и подзаконными актами Японии. На импорт запрещенных или каким-либо образом ограничиваемых товаров импортер должен получить разрешение/одобрение в соответствующем министерстве.

Не подлежит ни квотированию, ни другим количественным ограничениям подавляющее большинство товаров, импортируемых в Японию. Вместе с тем в отношении импорта небольшого числа товаров, прежде всего сельскохозяйственных, живых и свежих морепродуктов, существуют количественные ограничения (квоты), а также чрезвычайно высокие, по сути, заградительные  ставки импортных пошлин (на отдельные сорта риса – свыше 700%).

В Японии также существуют ограничения по стоимостным и физическим объемам импорта некоторых видов тунца, промысел которых в соответствии с решениями международных рыболовных организаций, членом которых является Япония, в Мировом океане ограничен.

Меры избирательных импортных ограничений, включая антидемпинговые меры, по отношению к товарам, ввозимым из России, Японией не применяются. Тем не менее, продвижению российского экспорта в Японию препятствуют чрезвычайно высокие требования местного рынка к качеству товаров, необходимость, как правило, обеспечивать стабильные поставки товаров в строго оговоренных объемах и в предусмотренные контрактными обязательствами сроки. Кроме того, существуют высокие требования, предъявляемые к послепродажному обслуживанию продукции.

Действующие в стране национальные стандарты, системы сертификации и инспекции качества товаров являются объективными препятствиями продвижению российской продукции на японский рынок.

В частности, основными законодательными актами, регулирующими импорт в Японию продуктов питания, продуктов животного происхождения, живых животных, племенного материала являются:

Закон «О контроле за инфекционными болезнями домашних животных» (DomesticAnimalInfectiousDiseasesControl Law № 166) от 1951 г.

Закон «О пищевой санитарии» (FoodSanitationLaw № 233) от 1947 г.

Закон «О стандартизации и обеспечении надлежащей маркировки продукции сельского хозяйства и лесоводства» (JAS Law № 175) от 1950 г.

Закон «О таможенном тарифе» (CustomTariffLaw № 61) 1954 г.

В соответствии с положениями указанных нормативных актов устанавливаются жесткие технические и санитарные требования к ввозимой на территорию Японии продукции сельского хозяйства и животноводства, в том числе куриного мяса и яиц, к упаковке и маркировке импортируемых товаров. Основное внимание обращается на качественные характеристики продукции, в частности, экологическую чистоту, дозировку компонентов, содержание питательных веществ.

         Закон «О контроле за инфекционными болезнями домашних животных» регулирует импорт живых животных и продукции животного происхождения, предназначенных для использования в качестве племенного материала.   Домашние животные и продукция животного происхождения, предназначенные для использования в качестве племенного материала, в том числе куриные яйца, при их ввозе в Японию проходят проверку в Пункте карантина животных (Animal Quarantine Station), который находится в ведении Министерства сельского, лесного и рыбного хозяйства для предотвращения проникновения на территорию Японии инфекционных заболеваний домашних животных.

         Импортер, намеревающийся завозить в Японию куриные яйца в качестве племенного материала, должен направить до их ввоза Уведомление в Пункт карантина животных. К данному Уведомлению необходимо приложить проверочный сертификат, выданный уполномоченным органом страны-экспортера и заявление на ввозную проверку. Срок проведения данной проверки Законом не регламентирован. На животных, либо иной племенной материал прошедший проверку, выдается карантинный импортный сертификат (Import Quarantine Certificate). При последующем ввозе данной продукции импортеру заново необходимо проходить проверочные мероприятия.

         В настоящее время импорт из Российской Федерации в Японию живых животных и продукции животного происхождения, предназначенных для использования в качестве племенного материала, запрещен.

Для получения более подробной информации об импорте конкретных товарных групп мы рекомендуем ознакомиться с публикациями, подготовленными Японской организацией по содействию промышленному импорту и инвестициям (MIPRO) на сайте данной организации по адресу: www.mipro.or.jp/English/document/.

Практические процедуры доступа на рынок Японии

(организационно-правовые формы ведения коммерческой деятельности, открытие представительств, дочерних организаций)

Осуществление деловой активности в Японии для иностранной компании возможно в трех формах:открытие представительства или филиала, учреждение дочерней компании.

Открытие представительстваявляется самым простым способом осуществления деятельности иностранной компании в Японии. В соответствии с японским законодательством представительству иностранной компании (далее – представительство) разрешено заниматься ограниченным кругом деятельности. Представительство вправе проводить исследование рынка, осуществлять сбор информации, заниматься рекламой продукции своей головной организации. Представительству запрещено заниматься коммерческой деятельностью. Представительство не является объектом налогообложения. Учреждение представительства на территории Японии не требует государственной регистрации, равно как отсутствуют требования по найму граждан Японии.

Представительству не разрешается открывать банковские счета или арендовать недвижимость от своего имени. Данные операции осуществляются от имени головной компании.

Филиалучреждается иностранной компанией, намеревающейся осуществлять деловые операции в Японии. Правоспособность филиала ограничена видами деятельности, определенными головной организацией; филиал, как правило, не осуществляет независимую деятельность.

Начать осуществление деятельности филиал вправе после его регистрации в Бюро юридических процедур (Legal Affairs Bureau), которое находится в ведении Министерства юстиции Японии.

Филиал должен быть зарегистрирован в соответствии с теми же требованиями, которые предъявляются к регистрации японской компании, обладающей наиболее схожей организационно-правовой формой
с организационно-правовой формой иностранной компании – учредителя филиала.

Для целей определения наиболее подходящей формы и установления круга сведений, которые должны быть зарегистрированы, необходимо обратиться к учредительным документам и уставу компании, учреждающей филиал, а также к ее регистрационным документам (свидетельство о государственной регистрации, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц и др.).

Должны быть определены и подлежат обязательной регистрации следующие сведения: о месте нахождения филиала, о представителе в Японии, о дате учреждения филиала, о методе бухгалтерского учета.

Документы, подтверждающие подлежащую регистрации информацию, представляются вместе с заявлением о регистрации филиала.

И представительство, и филиал не имеют самостоятельного корпоративного статуса (corporate status), т.е. не являются самостоятельными юридическими лицами. Головная компания несет безусловную ответственность по всем долгам, созданным филиалом (равно как и представительством). Вместе с тем филиал вправе открывать банковские счета и арендовать недвижимое имущество от своего собственного имени.

Основными этапами учреждения филиала в Японии  являются:

—   определение состава подлежащей регистрации информации о филиале;

—   определение в Бюро юридических процедур вопроса о том, действует ли на территории Японии компания (филиал, представительство) со схожим наименованием; установление возможности регистрации для целей ведения бизнеса;

—   учреждение филиала;

—   подготовка аффидевита об учреждении филиала и его удостоверение посольством/консульством (используются также зарегистрированные на территории РФ документы, свидетельства о государственной регистрации и выписки из реестра, удостоверенные с проставлением апостиля);

—   заявление в Бюро юридических процедур о регистрации филиала, а также регистрация печати компании в Бюро юридических процедур;

—   получение сертификата о регистрации информации и сертификата о регистрации печати компании (приблизительно в течение двух недель после подачи заявления о регистрации);

—   открытие банковского счета филиала;

—   направление уведомления в Банк Японии об учреждении филиала (в определенных областях требуется предварительное уведомление);

—   направление уведомления в соответствии с Законом о валютном регулировании и внешней торговле Японии в Министерство финансов, а также в министерство, определяемое в зависимости от профиля деятельности филиала.

Иностранная компания вправе учредить в Японии дочернюю компанию(Subsidiary company), являющуюся юридическим лицом, в порядке, определенном  Коммерческим (Торговым) кодексом Японии.

Дочерняя компания  выступает как полностью самостоятельное лицо. Учредившая дочернюю компанию иностранная компания несет ответственность по долгам дочерней компании в пределах своего участия, а также в пределах и порядке, определенных законом.

Иностранная компания, помимо названных выше форм участия, может  также образовать совместное предприятие с японской компанией или участвовать наравне с японскими участниками в приобретении долей японских юридических лиц.

Визовые процедуры

Систему оснований для въезда и пребывания на территории Японии можно охарактеризовать следующим образом. Основанием для нахождения иностранца на территории Японии является наличие у него определенного «Законом об иммиграционном контроле и признании беженцем» (далее – Закон) статуса пребывания. Статусы и корреспондирующие им виды деятельности определены приложениями к Закону. Виды деятельности по некоторым из статусов детализированы нормативными правовыми актами Министерства юстиции Японии. Законом специально оговаривается, что лицо, обладающее определенным статусом, должно заниматься только той деятельностью, которая соответствует данному статусу.

В настоящее время в Японии существует 28 статусов пребывания иностранных граждан. Ни один из них не предполагает самостоятельного долговременного нахождения на территории страны лица, не связанного с деятельностью обособленного структурного подразделения иностранной компании на территории Японии (филиала или дочерней компании).
Не существует также статуса, позволяющего иностранцу долговременно находиться на территории Японии, занимаясь исследованием рынка, поиском партнеров, представлением интересов юридического лица и т.д. без его связи
с каким-либо обособленным структурным подразделением или юридическим лицом. Другими словами, для долговременного нахождения иностранца в Японии, на территории Японии уже должно существовать или обособленное структурное подразделение, или дочерняя компания.

Для осуществления подготовительных действий по учреждению представительства, филиала или дочерней компании представителю иностранной компании необходимо получить статус краткосрочного  пребывания (Temporary Visitor), который позволяет иностранцу находиться на территории Японии до 90 дней. В дальнейшем, в случае учреждения филиала
или дочерней компании, статус пребывания может быть изменен на статус инвестиционной и управленческой деятельности (Investor/Business Manager). Такое переоформление может быть произведено без выезда из страны.

Ордонансом № 16 от 24 мая 1990 г. Министерства юстиции Японии (с изменениями от 15.02.2005) определены критерии к статусу инвестиционной и управленческой деятельности. Если заявитель предполагает начать выполнение операций по международной торговле или ведению иного бизнеса, то должны быть соблюдены следующие условия:

-офис торгово-промышленной компании должен располагаться на территории Японии;

-в дополнение к лицам, работающим в торгово-промышленной компании, компания должна иметь возможности для найма на работу не менее двух японцев (лиц, имеющих статус постоянного резидента; супруга или ребенка лица японской национальности или постоянного резидента; лица, имеющего статус долговременного проживания).

Аналогичные условия должны быть соблюдены, если заявитель намерен осуществить инвестиции или заняться международной торговлей от имени иностранного лица, включая юридическое лицо (корпорацию), то есть – в форме создания филиала.

Практика показывает, что с момента начала действий по регистрации филиала или дочерней компании до момента начала их полноценной деятельности может пройти до 1,5 лет. Пребывание в течение этого времени иностранца в Японии под гарантии какой-либо японской компании или организации ставит его действия в определенную зависимость от гарантов пребывания в стране.

Процедуры открытия банковского счета

При открытии банковского счета на частное лицо необходимо иметь удостоверение личности, такое как паспорт, водительское удостоверение или сертификат регистрации иностранного лица (alien registration card), а также личную печать. В Японии при заполнении анкет, получении важных посылок или документов, аренде офисных и жилых помещений, покупке автомобиля необходимо наличие личной официальной печати, которая имеет те же функции что и обыкновенная подпись в других странах. Для таких целей обычно используется официальная печать, которая должна быть зарегистрирована в органах местного самоуправления. При использовании официальной печати требуется наличие сертификата подтверждающего подлинность печати.

Для создания печати необходимо обратиться в специализированную мастерскую по изготовлению печатей. Стоимость изготовления печати составляет от 10000 иен. Для регистрации печати необходимо подать заявление о регистрации предъявляет свидетельство о регистрации в органы местного самоуправления. В большинстве случаев регистрация печати занимает один день. При регистрации печати органы местного самоуправления выдается сертификат регистрации печати и карта регистрации печати.

Процедуры аренды офисных и жилых помещений, действующие ставки арендной платы

Для поиска офисных и жилых помещений в Токио обычно используются услуги агентств и агентов по недвижимости. Агентства по недвижимости расположены недалеко от крупных железнодорожных узлов, таких как Синагава, Токио и др.  Агентство, используя базы данных, подбирает клиенту офисное и жилое помещение в соответствии с его запросами и бюджетом. При снятии в аренду жилых и офисных помещений необходимо осуществить ряд взносов таких как: страховой взнос или залог («shiki-kin»[1]), подарочный взнос владельцу помещений («rei-kin»[2]), а также комиссионное вознаграждение риэлтору («chyukai-ryo»[3]). Общая стоимость первоначальных затрат при снятии жилого или офисного помещения эквивалентна сумме его 5-6 месячной ренты. При заключении договора обычно требуется наличие гаранта.

В случае прекращения действия договора аренды необходимо письменно  уведомить об этом владельца офисных и жилых помещений за 1-2 месяца.  Остальные детали одностороннего выхода из договора аренды прописываются в самом договоре.

Существующая практика использования представительствами корпоративного автотранспортапоказывает, что большинство филиалов и дочерних компаний зарубежных фирм приобретают корпоративный автотранспорт в собственность.

Стоимость автомобиля класса «мини-вэн» («Ниссан-Серена») зависит от комплектации и составляет в среднем 2,5 млн. иен. Стоимость обязательной страховки автогражданской ответственности для автомобиля «Ниссан-Серена» составляет не менее 30000 иен в год. Стоимость добровольного страхования автомобиля «Ниссан-Серена» составляет около 170000 иен в год. Налог на корпоративный автотранспорт составляет в среднем около 50000 иен в год. Стоимость техобслуживания автомобиля «Ниссан-Серена» во многом зависит от его содержания и составляет в среднем около 130000 иен в год.

Ориентировочные размеры страховых премий по наиболее распространенным медицинским страховым полисам

Система комплексного медицинского страхования (КСМС) является одной из главных составляющих японской системы здравоохранения. Структурно КСМС состоит из  Системы медицинского страхования лиц наемного труда (СМСНТ), построенной по производственному принципу, и Национальной системы медицинского страхования (НСМС), которая основана на охвате населения по принципу места жительства

Общая страховая схема выглядит следующим образом: гражданин подает заявление о вступлении в НСМС, начинает помесячную оплату страховых взносов и получает соответствующий страховой сертификат. При обращении к врачу он предъявляет сертификат и уплачивает только 20-30% от необходимой суммы[4]. На оставшуюся часть администрация медицинского учреждения выставляет требование к оплате Федерации ассоциаций НСМС, которая после соответствующей проверки спустя 30-45 дней осуществляет безналичный перевод денежных средств на счета учреждения здравоохранения. При этом больной может выбрать любую поликлинику или больницу для получение медицинских услуг вне зависимости от их географического расположения и типа (частная/коммерческая).

По общему правилу действие НСМС распространяется на консультации врача, операции, послеоперационный уход и восстановление в ходе амбулаторного и госпитального медицинского обслуживания, а также лечения на дому, включая стоимость лекарственных препаратов и процедур, назначенных лечащим врачом. За рамки НСМС выведены косметические операции, диспансеризация и иммунизация, роды без осложнений, аборты, производственные травмы, если они покрываются страховкой от несчастных случаев по месту работы, болезни, вызванные употреблением алкоголя и наркотиков. Лечение ранений и травм, полученных в результате ДТП, производится за счет обязательного и добровольного страхования автогражданской ответственности. Кроме того, в случае госпитализации пациента в палату повышенной комфортности или получения им некоторых видов высокотехнологичных и дорогостоящих медицинских услуг, оплата разницы между реальными и устанавливаемыми государством т.н. «стандартными расценками» производится за счет пациента.

Финансирование программ НСМС происходит за счет страховых взносов граждан, устанавливаемых отдельно каждым из 2697 муниципалитетов с учетом специфики региона проживания и имущественного положения граждан  (уровень текущих доходов, количество членов семьи и размер имущества домовладения), а также субсидий правительства Японии и прочих источников. Средняя стоимость ежемесячных страховых взносов по стране составляет порядка 35000 иен.

Налогообложение юридических лиц в Японии

В настоящее время уровень налогообложения в Японии весьма высокий. В частности, величина корпоративного налога в Японии для предприятий с уставным капиталом более 8 млн.иен составляет более 44%, что является самым высоким показателем среди всех развитых экономик мира.

Источник: http://www.jetro.go.jp/en/invest/setting_up/laws/section3/page3.html

В настоящее время в Правительстве Японии обсуждается вопрос о необходимости снижения уровня корпоративного налога на 5-7%, однако окончательное решение пока не принято.


[1]Страховой взнос является определенной суммой необходимой предоставить владельцу жилья при заключении договора. Обычно сумма страхового взноса эквивалентна 1-2 месяцам ренты. Данная сумма гарантирует владельцу получение денег при неуплате квартиросъемщиком установленной платы в определенный срок. Также эта сумма используется при проведении ремонтных работ возникших по вине квартиросъемщика. При окончании срока действия договора и при наличии остатка от внесенной суммы, она возвращается.

[2]Подарочный взнос – определенная сумма денег, которая уплачивается владельцу офисных или жилых помещений при заключении договора. Обычна эта сумма эквивалентна 1-2 месяцам ренты. Данный взнос возврату не подлежит.

[3]Комиссионное вознаграждение — заранее установленная определенная сумма денег, уплачиваемая риэлтору за оказанные услуги по поиску жилья. Обычно сумма эквивалентна 1 месяцу ренты.

[4] Размер собственных средств, уплачиваемых за медицинское обслуживание детей до 3 лет, составляет 20%, лиц в возрасте от 3 до 69 лет – 30%,  лиц старше 70 лет – 10 или 20% в зависимости от уровня текущих доходов. При этом действует механизм частичной государственной компенсации чрезмерных расходов, в соответствии с которым пациент из семьи со средним доходом платит в месяц не больше ¥ 72.300 плюс 1% от разницы между реальными расходами и ¥ 241.000. Кроме того, малообеспеченные пожилые люди имеют право в случае госпитализации рассчитывать на частичную компенсацию расходов на питание в размере от 300 до 780 иен в день.

В соответствии с налоговой реформой Японии, с 1 апреля 2010 г. малые и средние предприятия[1] (далее – SME), в том числе иностранные, принадлежащие крупным компаниям (с уставным капиталом более 500 млн. иен), не имеют право на получение предусмотренных законодательством налоговых льгот для малых и средних предприятий.

В целях уменьшения налоговой нагрузки на малые и средние предприятия, являющиеся основой развития внутренней экономики, законодательством Японии предусмотрен ряд налоговых льгот для компаний данной категории.

В соответствии с Законом «О специальных мерах налогообложения» (SpecialTaxationMeasuresLaw) малым и средним предприятиям предоставляются следующие льготы при уплате корпоративного налога:

1. Право на получение налоговых вычетов в размере 30% стоимости приобретенных машин и оборудования предприятиям, занимающимся выращиванием, переработкой и продажей сельскохозяйственной продукции.

2. Право на получение налоговых вычетов в размере 34% стоимости приобретенных машин и оборудования и в размере 20% стоимости приобретенного здания на острове Окинава в рамках плана развития данной территории.

3. Право на получение налоговых вычетов в размере до 20% суммы расходов на научные и исследовательские работы с целью создания инновационной продукции или технологии, включая расходы на приобретение необходимого для проведения научных работ оборудования и оплату труда работника, нанятого для научной и исследовательской работы.

В соответствии с Законом «О потребительском налоге» SME единовременно освобождаются от уплаты потребительского налога в случае, если их годовой объем продаж не превышает 10 млн. иен (примерно 120 тыс. долларов США). Согласно указанному Закону, SME с годовым объемом продаж, не превышающим 50 млн. иен, имеют право платить потребительский налог по льготной схеме. Для участия в данной схеме налогообложения предприятиям необходимо подать соответствующее заявление в налоговую инспекцию по месту регистрации.

В соответствии с льготной схемой налогообложения, действующая в настоящее время базовая ставка потребительского налога (5%) умножается на понижающий коэффициент, который составляет:

1.   Для предприятий, занимающихся оптовой торговлей, – 0,9.

2.   Для розничных торговцев – 0,8.

3. Для предприятий, работающих в сферах сельского хозяйства, лесоводства, рыболовства, добычи полезных ископаемых, строительства, производства, снабжения электроэнергией, теплоэнергией, газоснабжения и водоснабжения, – 0,7.

4. Для предприятий, не входящих в первые три группы (рестораны, финансовые, страховые компании и т.д.), – 0,6.

5. Для компаний, работающих в сфере услуг (кроме ресторанов), занимающихся сделками с недвижимостью, транспортных компаний, – 0,5.


[1] Предприятия с уставным капиталом менее 100 млн. иен (примерно 1 млн. долларов США).

подготовлено на основе материалов портала внешнеэкономической информации министерства экономического развития Российской Федерации:
http://www.ved.gov.ru/exportcountries/jp/jp_market/jp_pract_access/

_________________________________________________________________________________________________

Приглашаем Вас в Японию !
Японская национальная туристическая организация —  www.visitjapan.ru